Не редко в ходе создания, ликвидации и непосредственно ведения бизнеса возникают конфликты между учредителями юридического лица, между собственниками и руководством. Участие в корпоративных спорах нередко затрагивает представителей государственных и иных органов и учреждений. Разрешить такие конфликты мирным путем без участия независимого посредника практически невозможно. Поэтому независимо от субъектного состава разрешаются корпоративные споры в суде.
Что такое корпоративный конфликт?
Корпоративные споры – это такие конфликтные ситуации внутри юридического лица, которые возникают в связи с наличием имущественных или неимущественных претензий между сторонами – участниками общего собрания, членами правления, акционерами, членами иных органов управления, работниками, и контролирующими организациями.
Объектами конфликта могут выступать как акции, ценные бумаги, доли, паи, решения органов власти, так и активы (движимые и недвижимые) юридического лица.
Разновидности корпоративных конфликтов
Конфликты, возникающие внутри компании, касаются не только общества и его участников. Они значительно шире и разнообразнее. Но все их можно условно разделить на споры, связанные со следующими действиями:
- Созданием/реорганизацией/ликвидаций бизнеса, включая банкротство;
- Акциями, паями, долями в Уставном Капитале юридического лица;
- Наличием претензий со стороны владельцев бизнеса к руководству организации в т.ч. о признании недействительными их решений;
- Назначения руководства компании, либо с прекращением/приостановлением полномочий органов правления;
- Выпуском акций и прочих ценных бумаг, а также с распределением эмиссионных ценных бумаг;
- Необходимостью оспорить заключенную кампанией сделку;
- Оспариванием решений управляющих органов;
- Переделом активов юридического лица, либо с рейдерскими захватами коммерческой организации;
- Обжалование решений государственных органов, вынесенных в отношении юридического лица и не устраивающие его владельцев;
- Причинением имущественного вреда/убытков;
- Наследственными правоотношениями, где стороной чаще выступает физическое лицо (наследование долей в Уставном Капитале, прав на акции, имущества компании и т.д.).
Корпоративные конфликты подразделяются также на внутренние споры и внешние.
Важно: поскольку перечень споров, которые можно отнести в категорию корпоративных, установленный положениями ст. 225.1 АПК РФ не исчерпывающий, то их может быть гораздо больше, чем, кажется.
Способы урегулирования корпоративных споров
Конфликты, возникшие в рамках хозяйственной деятельности коммерческой организации или непосредственно вытекающие из нее, могут быть разрешены мирным путем, на этапе переговоров сторон или путем обмена претензий. В тех ситуациях, когда переговоры между сторонами не приводят к желаемому результату, удовлетворяющему всех участников конфликта, спор передается на рассмотрение в суд. Для самих арбитров - это наиболее сложные категории дел, которые нередко носят затяжной характер и замешены на личной неприязни его участников. Не редко они замешаны на мошенничестве и прочих неправомерных действиях со стороны участников, а значит, требуют привлечения контролирующих органов и затягивают процесс.
В чьей компетенции спор? Определяемся с судом
В соответствии с положениями действующего законодательства РФ рассмотрение дел по корпоративным спорам отнесено к подведомственности арбитражей и регламентируется гл. 28.1 АПК РФ.
Конфликты с участием работников акционерных обществ и юридических лиц иных ОПФ рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства в районах судах. Рассмотрение корпоративных споров в Москве и ином другом городе России рассматриваются по месту гос. регистрации компании - ответчика, т.е. в городском Арбитраже, так как редко в городе их больше одного. Но не забываем о Третейских судах, хотя территориальная подсудность там определяется по иному.
Такимо образом, обособленным звеном стоят третейские разбирательства, чаще предполагающие мирное решение спорных вопросов, возникших между участниками компании или разными юридическими лицами и предполагающие подписание многостороннего соглашения, условия которого удовлетворяют каждое заинтересованное лицо.
Но независимо от места рассмотрения корпоративного конфликта, в суде данный этап требует максимальной подготовки, знания правоприменительной практики и актуальных правовых норм, а также положительного опыта решения аналогичных конфликтов, как путем достижения компромисса, так и при помощи отстаивания прав клиента в суде. Всем этим обладают профессионалы компании «РегСтар».
Основной этап спора
Поскольку судебное разбирательство требует не только грамотного составления процессуальных документов, знаний нормативных актов и практики судов, но и опыта положительного урегулирования аналогичных конфликтов, то обратиться к специалистам юрфирмы «РегСтар» необходимо еще на подготовительной стадии.
И здесь профессионал не только оценит ситуацию с точки зрения права, но и расскажет о перспективах решения спора в т. ч., минуя арбитражный суд, предложит несколько вариантов решений спора.
В пакет услуг квалифицированного специалиста в рамках участия в корпоративных (внутри компании и за ее пределами) спорах входит:
- Консультация в доступном для клиента формате;
- Составление процессуальных документов (исковое заявление, отзыва на иск);
- Подача ходатайств и отводов в рамках разбирательства;
- А также изучение доводов противоположной стороны;
- Непосредственно отстаивание интересов клиента.
Важно: услуга может предоставляться как в комплексе, так и в качестве выполнения отдельного поручения клиента - составление иска, анализ перспектив судебного рассмотрения спора, помощь формировании доказательственной базы и т.п.
Сотрудники «РегСтар» помогут сформировать нормативную и доказательственную базу, выработают тактику поведения на суде и ознакомят с ней клиента, отстоят его интересы вплоть до вынесения решения и проследят за своевременным исполнением на соответствующей стадии.
Если решение суда не удовлетворит ожидания клиента, то его можно обжаловать.
Обеспечительные меры в спорах
Особое место при решении корпоративных конфликтов занимает мировое соглашение и обеспечительные меры. Обеспечительные меры предусмотрены ст. 225.6. АПК РФ и принимаются судом при наличии оснований опасений сторон, что с предметом спора что-то случиться. Представляя собой ускоренное средство защиты, обеспечительные меры не требует обоснования в виде представления доказательств, но нуждаются в аргументации перед судом. Необходимо показать, что непринятие конкретной обеспечительной меры затруднит или сделает невозможным в будущем исполнение решения суда (п.2 ст.90 АПК) и доказать, что конкретная мера соразмерна заявленному требованию (п.2 ст.91 АПК).
Важно: принятие обеспечительных мер, о которых ходатайствует заинтересованное лицо – участник разбирательства не должно привести к фактической невозможности компании, в отношении которой будут приняты меры, осуществлять коммерческую деятельность или к нарушению законодательства РФ.
Срок рассмотрения ходатайства о наложении обеспечительных мер составляет от 1 до 15 дней.
Мировое соглашение в корпоративном споре
Любой конфликт, рассматриваемый в суде, в том числе и корпоративные споры нередко заканчивается отказом от предъявленных требований, признанием иска или достижением компромисса при изменении позиции и подписанием мирового соглашения с учетом прав и обязанностей сторон.
Последний момент очень важен, поскольку при наличии нарушений прав и интересов компании мировое соглашение не принимается судом.
Роль прецедентов и практика
Несмотря на то, в России право не прецедентное, в отношении корпоративных конфликтов в последние годы немалую роль играют определения высшего судебного органа – ВС РФ. Поэтому перед подготовкой к заседанию необходимо изучить уже сложившуюся практику и использовать ее при формировании нормативной и доказательственной базы.
Почему выбирают нас при разрешении корпоративных споров в суде
Сотрудники компании «РегСтар» отслеживают практику судов по корпоративным спорам и знают актуальные определения Верховного Суда РФ, всегда мониторят коррективы, вносимые в действующее законодательство, и обладают положительным опытом рассмотрения соответствующей категории дел в судах общей юрисдикции и арбитражах. Обращаясь к нам, каждый клиент получает оптимальные условия сотрудничества, а именно:
- Индивидуальный подход к каждому спору;
- Предоставление консультации в доступном для клиента формате;
- Анализ ситуации с точки зрения права и определение путей решения проблемы;
- Выработку стратегии поведения и ознакомление с ней клиента;
- Составление необходимых процессуальных документов;
- Формирование нормативно - доказательственной базы;
- Соблюдение конфиденциальности;
- Официальную работу на основе договора;
- Привлекательные цены;
- Сопровождения клиента вплоть до стадии исполнения судебного акта;
- Обжалование решений суда, не отвечающих ожиданиям заказчика;
- Оперативность урегулирования споров любой сложности.
Мы учтем каждый имеющий значение факт и достигнем оптимального результата в максимально возможные сроки.