Нередко акционерам приходится принимать важные для бизнеса решения, одни из которых требует только регистрации в форме протокола или иного документа, другие требуют фиксации в налоговом органе. Пожалуй, наиболее распространенным вопросом здесь, становится, как правильно провести и оформить смену директора. Считаясь единоличным и исполнительным органом, который имеет право действовать от имени и в интересах компании, сведения о нем публикуются в ЕГРЮЛ, а значит, при подписании контрактов и заключении сделок сведения о нем легко проверить. Таким образом, смена генерального директора, президента, старшего партнера и пр., требует знаний и практического опыта.
- Свидетельство ОГРН;
- Свидетельство ИНН (о постановке на учет в налоговом органе);
- Действующий Устав АО;
- Паспорт нового (будущего) Генерального директора (разворот + прописка);
Подготовительный этап для смены Директора
Смена директора – момент важный, поэтому подготовка начинается задолго до обращения в регистрирующий орган. Поскольку единоличный исполнительный орган выбирается на определённый срок, чаще всего на год, затем он переизбирается, то необходимо не допустить «двоевластия», когда прежний директор пока не уволен, а новый уже принят на работу, и периода «безвластия», когда старый руководитель уволен, но новый не назначен.
Собираем участников для принятия решения
Следующей фазой смены генерального директора становится созыв общего собрания акционеров и внесение на голосование двух вопросов: аннулирование полномочий прежнего руководителя и соответственно расторжение с ним трудового договора, а также выбор нового начальника и подписание с ним трудового договора.
Исключением являются случаи, когда в Уставе решение вопроса о смене директора отнесено к полномочиям совета директоров или наблюдательного совета общества.
После принятия решения с новым руководителем подписывается трудовой договор, в котором от имени АО функционирует председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества или уполномоченное советом лицо. Приказ о вступлении в должность новый руководитель подписывает самостоятельно и осуществляет соответствующие полномочия в полном объеме.
Важно: после оформления этих вопросов протоколом, доверенности, выданные старому руководителю, автоматически перестают действовать.
Собираем документы
После решения вопроса о принятии нового генерального директора, необходимо приступить к формированию пакета документов для последующей регистрации в налоговой инспекции. Помимо актуальной формы заявления Р14001, которую важно заполнить правильно вплоть до запятой и заверить у нотариуса (понадобятся свидетельства ИНН и ОГРН, Устав, непосредственно решение о смене директора и свежая выписка), потребуется доверенность (если документы подаются не лично заявителем).
Несмотря на то, что в п. 22 приказа Минфина России N 169н от 30 сентября 2016 г. указан один документ, необходимый для подачи при смене директора в налоговый орган, сотрудники инспекции могут потребовать дополнительно: решение (протокол), приказ о назначении нового руководителя. Госпошлиной действия регистрирующего органа по фиксации изменений (смена генерального директора) не облагаются.
Получение от Вас документов,
указанных в блоке выше. Свидетельство ОГРН, ИНН; Устав; паспорт нового (будущего) ГД (разворот + прописка)
Подготовка документов,
в срок до 1 дня
Встреча у нотариуса
на следующий день после заявки и получения документов. Без ожидания и очередей.
Передача документов в ФНС
Успешная регистрация в ЕГРЮЛ
Соблюдаем сроки
Смена генерального директора проходит не только по точно установленным правилам, но и в оговоренные сроки. Закон отводит для этого три рабочих дня. В противном случае вас ждет штраф в размере 5 000 рублей (ст.14.25 КоАП РФ). Документы подаются в ту налоговую инспекцию, где первоначально происходила регистрация юридического лица или специальный регистрационный центр, которые открыты в крупных городах. В Москве это 46 ИФНС.
Адреса всех отделений представлены на сайте ФНС.
Заключительные этапы смены директора
Если все выполнено грамотно, то через 5 рабочих дней (с момента подачи документов), заявителю можно получить лист записи ЕГРЮЛ, который подтвердит внесение изменений (смена руководителя) в реестр.
Смена генерального директора на данном этапе не заканчивается. Далее нужно уведомить о произошедших манипуляциях тот банк, в котором открыт расчетный счет. Для этого потребуются следующие документы:
- Протокол о смене старого и приказ о назначении нового руководителя;
- Лист записи реестра;
- Карточка с образцами подписи.
Одновременно потребуется электронный ключ (новый генерируют), для компаний, работающих в системе интернет-банкинга.
Дополнительно потребуется составление передаточного документа, подписанного старым и новым руководителями.
Поскольку смена генерального директора - не всегда проходит по стандартным правилам, то доверить эту процедуру лучше всего специалистам, обладающим необходимыми знаниями и опытом, умеющим ориентироваться в ситуациях, знающих как уложиться в поставленные сроки.